Эксперт,
24 марта 2003 г.
НАСТА выбрала цель — население 798 просмотров
Страховая группа «НАСТА», пока единственный из крупных российских страховщиков, решилась объявить о своих планах по развитию бизнеса в среднесрочной перспективе. Как оценивают сами страховщики перспективы рынка и конкурентные возможности его участников — об этом интервью президента СГ «НАСТА» Михаила Николаева.
— Вопрос: В своей стратегии Вы даете весьма оптимистичные прогнозы относительно рынка страхования на ближайшие пять лет. Между тем, результаты 2002 года, когда рынок добровольного страхования вырос всего на 0,7%, не обещают бурного роста.
— Ответ: Картину искажает страхование жизни, которое доминировало в страховом портфеле на протяжении последних трех лет, но которое трудно назвать классическим страхованием. В течение 2002 года сборы по этому виду страхования упали на 36 млрд руб. Однако страховщики не только смогли нивелировать такие огромные потери, но и показали 8-процентный прирост. Вообще же, за последние два года объемы по добровольному страхованию имущества выросли в 2,3 раза, по личному страхованию и обязательному медицинскому страхованию — в 2 раза.
Поскольку в портфеле «НАСТЫ» страхование жизни составляет всего 6%, то в своей стратегии мы рассматривали рынок классического страхования и прогнозируем его рост в течение ближайших пяти лет в 2,5-3 раза. То есть, объективно среднегодовые темпы будут меньше, чем в 2001-2002 годах, но весьма высокими: на уровне 30-35%. По крайней мере, «НАСТА» будет ориентироваться именно на такую динамику своего развития.
— Вопрос: Какие сектора рынка будут развиваться наиболее динамично?
— Ответ: Нам интересны все, которые связаны со страхованием населения. Исключая ОМС, ДМС и отчасти автострахование, рынки страхования физических лиц находятся в позиции «затянувшегося старта». Уровень застрахованных измеряется, в лучшем случае, несколькими процентами от общего населения России. Так что потенциал просто огромный. Импульс же к развитию дадут обязательные виды: страхование автогражданской ответственности и, возможно, социальное страхование от НС и профзаболеваний, доступ к которому для страховщиков может стать реальностью уже в ближайшие год-два.
— Вопрос: Именно поэтому «НАСТА» и решила побороться за место среди лидеров в страховании населения?
— Ответ: При разработке стратегии развития просто необходимо оценить потенциал рынка, на котором собираешься работать. Другое дело, что параллельно надо трезво оценить собственные возможности.
В 1998 году, когда мы решили реконструировать свой страховой бизнес, то очень тщательно анализировали, в каких секторах страхования у «НАСТЫ» могли бы появиться конкурентные преимущества, которые позволили бы Группе завоевать существенную долю рынка. И пришли к выводу, что сделать это можно только на открытых рынках, наиболее привлекательным из которых был рынок страхования населения. Естественно, это был во многом интуитивный вывод, так как у большинства компаний Группы серьезного опыта в страховании населения тогда не было.
Теперь такой опыт есть. Есть выражение этого опыта в конкретных показателях — уровне собранной премии, доле рынка, конкурентной позиции. То есть, мы получили необходимую информацию для серьезного анализа. Именно поэтому мы говорим уже о стратегии, а не об интуиции.
— Вопрос: Вы считаете, у «НАСТЫ» хорошая конкурентная позиция?
— Ответ: В национальном рэнкинге по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни, мы ориентируемся в своей деятельности именно на этот сегмент, «НАСТА» занимает место в TOP-20, а наша рыночная доля достигла почти 2%. С учетом того, что в России почти треть рынка классики формально принадлежит 10-12 кэптивным компаниям, за которыми стоят мощные вертикально интегрированные холдинги, на открытом рынке наша доля, вероятно, достигает 4-5%.
В большинстве видов, связанных со страхованием населения, «НАСТА» имеет хорошие стартовые позиции. Группа входит в ТОР-10 по автострахованию и страхованию путешественников, в ТОР-20 по страхованию от несчастных случаев.
В ДМС мы среди пятидесяти лучших, хотя здесь главная задача — укрепление нашей позиции в выбранной нише. Единственный вид, где нам предстоит еще много поработать — страхование имущества граждан.
При этом, по нашему убеждению, автострахование — это ключевой сегмент для экспансии на рынок страхования населения. Очевидно, что вступающий в силу летом этого года закон об обязательном страховании автогражданской ответственности — это старт к стратегическому разделу рынка физических лиц. В России почти 33 млн транспортных средств, львиная доля которых принадлежит частным лицам. Это означает, что вместе с членами семей автовладельцев в процесс страхования будет вовлечено порядка 70 млн человек или практически все активное взрослое население страны.
Кстати говоря, из десятки лидеров в автостраховании «НАСТА» имеет, возможно, наименьшую долю корпоративных автопарков в общей структуре портфеля. Это означает, что на том самом открытом рынке «людей с улицы» Группа, вероятно, уступает только 5-6 компаниям. Поэтому мы рассчитываем получить не менее 5% рынка обязательного страхования АГО.
— Вопрос: Надо ли понимать, что «НАСТА» именно с помощью автострахования хочет прорваться на ведущие позиции на рынке страхования населения?
— Ответ: Не одни мы считаем роль автострахования ключевой в деле работы с физиками. В середине февраля аналогичные выводы о тенденциях развития страхования в России обнародовала McKinsey — крупнейшая международная консалтинговая фирма.
— Вопрос: Выигранный конкурс по страхованию автопарка Центрального банка РФ, одного из крупнейших корпоративных парков в стране, не очень укладывается в стратегию розничной компании.
— Ответ: Есть еще портфельная стратегия, которая опирается как на количественные, так и на качественные показатели. Речь идет о возрасте, марках машин, условиях их содержания и эксплуатации. Мы проанализировали эти параметры, и результаты анализа нас устроили. А то, что «НАСТА» его выиграла — следствие того, что наш продукт и условия урегулирования убытков действительно конкурентоспособны.
— Вопрос: Кстати, о продукте и качестве сервиса. В стратегии вы обозначаете свои претензии на лидерство в этих компонентах страхования.
— Ответ: Если коротко формулировать то, чего «НАСТА» хочет добиться по этим двум направлениям, получится примерно следующее: мы хотим обеспечить своей целевой аудитории, а это представители среднего класса, продукт и сервис высшего уровня. Потому что именно эти люди при своем выборе максимально ориентированы на лучшее соотношение «цена-качество».
Строго говоря, еще пару лет назад мы пришли к этому выводу и скорректировали свою тарифную и продуктовую политику. Наш продукт в автостраховании уже давно предельно насыщен полезными для клиента услугами.
Например, Служба аварийного комиссара, созданная «НАСТОЙ», вообще может считаться уникальной услугой: по крайней мере, реально мы не сталкиваемся здесь с конкуренцией. Мы, пожалуй, первые, кто начал заниматься реальным рисковым детским ДМС.
— Вопрос: Какие задачи являются наиболее актуальными в реализации планов «НАСТЫ»?
Ответ: При работе с физическими лицами есть масса важных вещей, но ключевыми являются брэндинг и сбытовая сеть. За 4 года на создание и продвижение брэнда «НАСТА» было потрачено около 7 млн долларов. Последние замеры известности страховых брэндов показывают, что мы закрепились в ТОР-10 самых известных страховщиков в стране. Вторая тема, которой мы занимаемся очень серьезно, это сеть продаж. В 2002 году «НАСТА» открыла 9 филиалов и дочернюю компанию. По состоянию на начало 2003 года мы уже работали в 40 регионах страны, все наши «дочки» и филиалы рентабельны, а совокупные сборы премии всей региональной сети Группы превысили треть всего бизнеса «НАСТЫ». Тем не менее, задача — в ближайшие два года довести число регионов, где работает Группа, до 60.
Агентская сеть в настоящее время обеспечивает половину всех сборов «НАСТЫ». Хотя, главным образом, положительная динамика характерна для Москвы, где за последние 2 года число агентов выросло в 3 раза. В регионах все гораздо сложнее и сейчас мы заняты корректировкой своих действий там.
— Вопрос: Кто разрабатывал для Вас стратегию?
— Ответ: Мы были убеждены в том, что стратегию Группы должен определить ее высший менеджмент. За 4 года в очень непростых условиях он вполне доказал свою состоятельность и вряд ли кто-то со стороны справился бы с задачей лучше. Разумеется, мы привлекали к работе над стратегией профессиональных консультантов — Калининградский институт международного бизнеса, которые очень грамотно организовали и структурировали сам процесс выработки стратегии. Конечно, мы использовали исследования ведущих российских маркетинговых агентств, когда оценивали свою известность или конкурентоспособность. Но сам анализ ситуации и выработку решений делали наши ведущие менеджеры.
(на правах рекламы)
Вся пресса за 24 марта 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Игроки, Управление, Страхование жизни, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
Курсив, Ташкент, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
|
Лента.Ру, 26 ноября 2024 г.
Названы способы сэкономить на покупке ОСАГО
|
25 ноября 2024 г.
|
|
360.ru, 25 ноября 2024 г.
«Нужно стартовать от 1 млн рублей». Автоэксперт — о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-FM, 25 ноября 2024 г.
Возгоранию подбирают причины
|
|
Regnum, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт объяснил идею повысить штрафы за езду без полиса ОСАГО
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|